AvAdon (avadon) wrote,
AvAdon
avadon

Categories:

Tabula Mundi - Заметки Художника о Старших Арканах

ШУТ
Для рисунка Шута была использована пластичная анатомическая модель человека, демонстрирующая мышечную систему. Я сочла это подходящим для Шута, поскольку он прост, беспол и не имеет отличительных признаков, но при этом может преобразиться в кого угодно. Использование модели также помогло мне создать необычную перспективу на рисунке. Идея изобразить Шута, входящим в «кротовую нору» структуры пространства–времени, была послана мне свыше. Проблема заключалась в том, каким образом изобразить разрыв вышеупомянутой структуры с помощью маркера, магии или чего бы то ни было ещё.

МАГ
Идея изобразить Мага диджеем пришла ко мне из эфирного плана однажды ночью, где-то между сном и явью. Это была ночь полнолуния и затмения, и она подарила мне идеи и образы для четырёх карт (Мага, Жрицы, Императрицы и Императора), они пришли ко мне одновременно, когда я пробудилась. Хотелось бы мне, чтобы всё всегда было так же просто!

ЖРИЦА
Жрица была создана под вдохновением от картины Вильяма Бугро, изображающей женщину в полумраке. Это типичное живописное воплощение Софии, - кончики её пальцев касаются воды, а над головой сияет полумесяц. Кое-что из этого неизбежно вызывает в памяти Жрицу. Идея гранатов – сердец перешла из одной моей более ранней работы как аллегория алхимического пепла, того, что остаётся, когда завершены все трансформации. Это была одна из идей, пришедших в ту же самую ночь вместе с Магом, - идея совместить все эти элементы в карте.

ИМПЕРАТРИЦА
Я хотела, чтобы по позе Императрицы сразу становилось понятно, что она готова к яростной защите. Мне не хотелось изображать её, как это принято, на последнем сроке беременности. Образ сердца–улья пришёл ко мне во сне много лет назад, задолго до того, как я задумала эту колоду, и стал частью картины, на которой пчёлы кружили вокруг крылатого сердца, полного сотов. Было непросто придумать, как изобразить сердце внутри её тела и при этом в размере, позволяющем рассмотреть детали изображения. Это ещё одна из карт, пришедших одновременно с Магом, причём идея пришла вместе с визуальным образом.

ИМПЕРАТОР
Лица, изображённые на котурнах, это что-то вроде шутки для личного употребления (шутки–самосмейки). В период работы над картой я читала книгу Грэма Хэнкока «Тайна Марса». Размышляя о лице, обнаруженном на поверхности Марса, я нашла в сети его фото рядом с изображением Кроули в церемониальном головном уборе! Они и правда похожи! Дьявол вмешался, и я не устояла!

ИЕРОФАНТ
Для этой карты использован образ классического тибетского ринпоче. Здесь я отступаю от привычного телемитского представления об Иерофанте как о Посвятителе. Иногда в доктринах буддизма, особенно тибетской тантре, отыскивается более подходящий образ, нежели в Телеме.

ВЛЮБЛЁННЫЕ
В период работы над этой картой имели место несколько значимых астрологических констелляций, таких как новолуние в Близнецах и затмение на оси Близнецы–Стрелец. Кроме того, произошло соединение Венеры с Солнцем. Женский персонаж на карте Влюблённые – это Императрица, аркан Венеры; мужской персонаж – это Император, аркан Овна, знака экзальтации Солнца, в котором оно проявляет свои черты наиболее ярко и сильно. Когда я работала над задним планом карты, в моей голове, по вполне понятным причинам, неотвязно звучала «Black Dog»[1] LedZeppelin. (Между прочим, моей любимой песней у LZ является «Kashmir»[2] , и хотелось бы мне заиметь вышитый драконами пиджак Джимми Пейджа. Я бы отдала его в чистку, а потом носила, не снимая. И прекрасно смотрелась бы в нём!)

КОЛЕСНИЦА
Размышления о букве Хет в значении «ограда», в сочетании с тем, что Рак – это кардинальный знак Воды, прямым путём привели меня к превращению Колесничего в Сёрфера. Вдохновением для гиппокампов послужило древнее изображение морского бога и его свиты – бог ликовал, получив согласие невесты, а убедить её богу помогли дельфины[3].

РЕГУЛИРОВАНИЕ
Я родилась в краю долгих зим, поэтому с детства умею кататься на коньках. Если вы хоть раз вставали на коньки, то знаете, что это занятие требует постоянного удержания равновесия. Но как только вам удаётся обрести баланс, катание превращается в прекрасный полёт. Для меня это похоже на аспект Венеры и Сатурна – равновесие, исправление, холодная красота. На тот случай, если вам интересно, музыкальные ноты, а также точки и тире размещены на льду в случайном порядке, и их нельзя прочесть с помощью кода Морзе. Хотя, может быть, есть что-то, чего я не знаю, и это один из случаев, когда запись начинает звучать гармонично при проигрывании в обратном порядке.

ОТШЕЛЬНИК
Для Отшельника я позаимствовала изображения Мерлина с иллюстрации Г.Д. Форда к одной из старых книг о Короле Артуре. Идея пришла ко мне во время новолуния, когда Луна находилась в созвездии Девы. С тех пор, как я увидела его, спускающимся в подземные чертоги, этот образ не отпускал меня – он является идеальным визуальным воплощением пути Отшельника как стража и проводника в более плотные уровни и нисхождения в материю.

ФОРТУНА
Для этой карты у меня не было реального образца. Подобно Магу, образ пришёл ко мне в промежуточном состоянии между сном и пробуждением. Понятия не имею, как Германубис превратился в кольцехвостого лемура. По правде сказать, сначала мне показалось, что это ленивец, но потом я пригляделась и поняла, что это лемур; хорошо, что хоть уловила разницу! То же самое и с другими изображёнными на карте тварями – трёхглазая сова и рука–змея были явлены мне именно в таком виде. Уместное стечение обстоятельств: Фортуна – это аркан Юпитера, и карта явилась мне сразу после того, как Юпитер вернулся в прямое (директное) положение после долгого ретроградного периода транзита через мой пятый дом (дом творчества).

ВОЖДЕЛЕНИЕ
Эта карта была создана, когда мы только вступили в год Змеи. Вдохновением послужила статуя Дурги. В тот период я размышляла над образом Светоносной девы Алхимической Свадьбы и концепцией «женщины, шагающей за львом» - осени (Дева), сменяющей лето (Лев). Когда-нибудь я сделаю альтернативную версию этой карты, где будет больше наготы, возбуждения и экстатического самозабвения, как в Таро Тота.

ПОВЕШЕННЫЙ
Поверите ли вы мне, если я скажу, что “Tied to the Whipping Post” (Allman Brothers)[4] зазвучала, как только я приступила к работе над этой картой? «Боже, мне кажется, что я умираю»… За годы до того как я только начала задумываться над созданием колод Таро, у меня был выполненный в смешанной технике рисунок, который можно считать ранним предвестником Повешенного и в Розетте, и в Табула Мунди. На нём был изображён висящий на дереве человек, а на правой ветви дерева - пчелиный рой в форме сердца. В этом случае тоже не обошлось без астрологических констелляций. Солнце, Меркурий, Венера, Марс, Нептун и Хирон находились в знаке Рыб, мутабельном знаке стихии Воды, самом водном из всех водных знаков. И молодая Луна присоединилась к ним сразу после того, как я закончила работу над картой. Добавьте Сатурн в Скорпионе и большую часть планет в водном знаке. «Всего хорошего, и спасибо за рыбу!»[5]

СМЕРТЬ
Во время создания этой карты я спросила кого-то – будет ли большой ошибкой поместить лосося в Нил? Здесь у нас в местных реках они активно мечут икру, но насчет Нила я не уверена. В общем, ответ собеседника сводился к тому, что ему кажутся забавными мои расспросы о повадках лососей, учитывая, что на карте изображен скелет в шляпе верхом на мифической твари. На что я ответила, что это не шляпа, а Корона Атефа. Рисунок этой карты был закончен, как только миновало полнолуние, и Луна вошла в знак Скорпиона.

ИСКУССТВО
Я хотела изобразить Зелёного Льва как персонификацию крылатой Дианы, как если бы два существа с карты Влюблённые слились воедино и трансформировались. Мне было нужно, чтобы персонаж на карте целился из лука вперёд и вверх и был виден со спины. Рисунок является свободной ассоциацией на скульптуры Артемиды, но сходство со львом, крылатость и хвостатость являются плодом моего воображения. Интересно, что в это время убывающая Луна находилась в знаке Стрельца, а кроме того, была пасхальная неделя. Я нахожу это забавным, поскольку на карте изображено орфическое яйцо и эзотерические символы женского лона.

ДЬЯВОЛ
Когда я начала работу над этой картой, по радио звучала песня Макса Ромео «Chase the Devil»[6] со словами, обращёнными к «Люциферу, сыну Зари». И по удивительному совпадению она зазвучала снова, когда я начала писать главу, относящуюся к этой карте несколько месяцев спустя! Возможно вам будет интересно узнать, что фигура Дьявола, как и Шута, была воплощена с использованием той же самой пластичной анатомической модели ну и, конечно, воображения.

БАШНЯ
Вдохновение для создания Башни пришло ко мне после долгого периода простоя и зависания. Потом я отвлеклась на разные другие вещи, типа собирания орехов гикори в Devil’s Nutting Day[7]. И, наконец, ослепительная вспышка! Конечно, прорыву поспособствовало октябрьское полнолуние с лунным затмением в Овне в канун дня Всех Святых. Поскольку Башня – планетарный аркан Марса (управляющего Овном), а затмение, в свою очередь, может быть, как кульминацией, так и завершением, то произошедшее представляется закономерным. Одна дверь закрылась, другая дверь открылась, всё как полагается. Я не устаю поражаться связям между астрологическими событиями и работой над картами, особенно в тот момент, когда я, кажется, совсем застряла в процессе. Наконец образ Башни пришёл ко мне, и рисунок карандашом был полностью выполнен. Сначала я хотела всего лишь задать ракурс с уровня земли на пылающую и падающую башню, вход в которую – разверстая пасть калидонского вепря с вырывающимися языками пламени. Но постепенно, как будто из ниоткуда, возникли причудливые летучие создания (химера, гигантский ястреб, дракон и грифоноподобный змеелев) и заняли место привычных падающих человеческих фигур. Как и в случае с Отшельником, центральная фигура птицы была вдохновлена иллюстрацией Г.Д. Форда. Мне кажется, их объединяет связь с Йуд. Забавная история: однажды на вопрос, о том, что я получила на свой день рождения, я ответила, что получила большую голову Шивы, имея в виду, что мне подарили большого размера скульптуру, изображающую голову Шивы. Собеседница выглядела озадаченной и переспросила: «Тебя кто-то угостил доброй дозой каннабиса?» Я вспомнила об этом лишь потому, что Шива Разрушитель несет в себе значительную долю символизма этой карты. Ну и потому, что это забавно.

ЗВЕЗДА
Эта карта пришла ко мне посреди ночи, в момент затмения, соединения Солнца и Луны. Серебряный и золотой кубки преобразились в чаши Солнца и Луны, из которых изливаются свет заката и звёзды ночи. Изысканная поза девы была вдохновлена статуей Саломеи. Несмотря на то, что история о Саломее и её матери, потребовавших голову Иоанна Крестителя, жестока и кровава, и, кажется, не имеет никакой связи с этим арканом, есть, однако, у него интересная параллель с пьесой «Саломея» Оскара Уайльда. Эротический танец, исполняемый в пьесе, Уайльд назвал «Танцем семи покровов», что заставляет вспомнить Иштар и сбрасывание ею одеяний при проходе через семь врат. Требуя голову пророка, мать Саломеи, возможно, выступает в роли Королевы Мечей, у которой, в свою очередь, имеется связь с Водолеем через Принцессу Мечей.

ЛУНА
Идея рисунка этой карты пришла ко мне в дни тёмной луны (три дня, предшествующих новолунию). Потом я раскрашивала карту уже в период полной луны и завершила, когда луна вновь истаяла. Моделью для ворот из рога[8] послужила перечная мельничка. Звучит странновато, но таков уж этот аркан.

СОЛНЦЕ
Самая большая в мире статуя сосновой шишки находится в Риме, она называется «Пинья», что по-итальянски, собственно, и означает «Сосновая шишка». Эта римская статуя первого века н.э. находится во дворе Ватиканского дворца, а называется этот двор, представьте себе, Площадью сосновой шишки. Это бронзовая статуя примерно четырёхметровой высоты, по бокам от неё находятся две статуи павлинов, ранее бывшие частью фонтана рядом с римским Пантеоном.
Эта шишка представляет собой лишь одно из чудес, явившихся из «кротовой норы» для создания этой карты. Также, о да, ради того, чтобы нарисовать лемнискату с изображением знаков зодиака, мне пришлось склеить бумажную модель ленты Мёбиуса, чтобы понять, как расположатся знаки (В противном случае я могла бы ошибиться и нарисовать их задом наперед или вверх ногами). Уже спустя значительное время после того, как я закончила рисовать эту карту, я увидела «Театр памяти» Роберта Фладда, который он использовал для созданной им системы запоминания. Этот рисунок очень похож на солнце на моей карте: четыре треугольника, размещённых по кругу внутри гексаграммы. Есть предположение, что именно такова была планировка давным–давно сгоревшего театра «Глобус» шекспировской эпохи. Мне было интересно обнаружить его, ведь и на моей карте рисунок был создан как визуальная подсказка для запоминания деканатов.

ЭОН
Эта карта так значима в колоде Тота! Я старалась быть очень осторожной, давая новые обличья персонажам Стелы Откровения. Надеюсь, что я справилась, поскольку для меня это тоже очень важно. Следует упомянуть, что в некотором смысле, Херу-Ра-Ха, изображённый на картах Эон и Солнце, одновременно является Хру, ангелом, призываемым перед гаданием на картах.

ВСЕЛЕННАЯ
«Она обнажена; все тело ее покрыто тончайшими золотыми волосками — это электрические разряды, которыми вооружены, словно копьями, могучие и грозные Ангелы, чьи нагрудники — чешуи кожи ее»[9]. Когда-нибудь я нарисую огромное полотно, полностью соответствующее этому описанию, и смогу умереть счастливой. Пока же это лучшее, на что я оказалась способна. Дева–Вселенная изображена, возникающей из «кротовой норы», в которую вошёл Дурак; а тоннелю придан вид спирального тороида. Своим вдохновением я обязана гравюре по дереву, выполненной одним из моих любимых художником, М.К. Эшером.

[1] «Чёрный пёс»
[2] «Кашмир»
[3] Похоже на некий вариант мифа о Посейдоне и Амфитрите. Прим. пер.
[4] Песня «Привязанный к позорному столбу».
[5] Название романа Дугласа Адамса из цикла «Автостопом по Галактике». Эта фраза – прощальное послание дельфинов, покидающих землю.
[6] «Изгони дьявола»
[7] Осенний народный праздник.
[8] В русском языке аналога нет. В английском языке образ ворот из рога и слоновой кости заимствован из греческого. Ворота из рога означают правдивые сны, ворота из слоновой кости – лживые наваждения. Ниже – цитата из «Одиссеи» Гомера.
Так, отвечая, сказала царица Лаэртову сыну:
«Странник, конечно, бывают и темные сны, из которых
Смысла нельзя нам извлечь; и не всякий сбывается сон наш.
Создано двое ворот для вступления снам бестелесным
В мир наш: одни роговые, другие из кости слоновой;
Сны, проходящие к нам воротами из кости слоновой,
Лживы, несбыточны, верить никто из людей им не должен;
Те же, которые в мир роговыми воротами входят,
Верны; сбываются все приносимые ими виденья…»

[9] А. Кроули «Книга 418» («Видение и Голос»), перевод Анны Блейз.

© M.M.Meleen. Book M: Liber Mundi
перевод, примечания, оформление © Min
под ред. © AvAdon
Tags: tabula mundi, tarot, переводы
Subscribe

  • Tabula Mundi - 10 ЧАШ

    10 ЧАШ Владыка Пресыщения (Совершенного Успеха) Последний деканат Рыб, управляемый Марсом Мальхут в мире Брия/Вода Старшие арканы: Луна, Башня…

  • Tabula Mundi - 9 ЧАШ

    9 ЧАШ Владыка Счастья Второй деканат Рыб, под управлением Юпитера Йесод в мире Брия/Вода Старшие арканы: Луна, Фортуна Цвет Йесод по шкале…

  • Tabula Mundi - 8 ЧАШ

    8 ЧАШ Владыка Увядания (Отречения от достигнутого) Первый деканат Рыб, под управлением Сатурна Х’Од в мире Брия/Вода Старшие арканы: Луна,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments